Я шел на этот фильм, как на очень смешную комедию — как
в свое время на кинопроизведения Леонида Гайдая. «Моя прекрасная няня» в роли
крутого спецагента — это же просто обхохочешься. Обхохочешься от одной только
мысли об этой метаморфозе. Это ведь лишь великолепной актрисе под силу —
убедительно оправдать такое волшебное превращение. Новая героиня Заворотнюк
попадает в грандиозную переделку, но сумели ли переделать няню Вику в спецагента
Дашу-Мари по кличке Красивая?
Можно ли убежать от себя самой?
Начало фильма «Код апокалипсиса» вполне оправдало мои
самые смелые надежды в плане посмеяться от души. Началось все с Лубянки.
Анастасию Заворотнюк встретил в кабинете очень серьезный актер и режиссер
Владимир Меньшов. Он сказал ей: «Садитесь, Дарья Вячеславовна!» — и дал задание,
ни много ни мало, спасти весь мир от надвигающейся угрозы. Подумалось, что
сейчас с экрана зазвучит знакомое до боли: «Няня, няня, няня, дети счастливы с
ней!» Ан нет. Артистка Заворотнюк сделала подчеркнуто серьезное лицо — и вот тут
стало смешно не на шутку.
Уж режиссер мог бы предупредить актрису, что ей просто
противопоказано делать серьезное лицо, она в этом случае выглядит
архипримитивной, суперглупой. Если просто смотреть перед собой, может, и ничего,
но когда бровки насуплены, носик и губки повышенно сосредоточены — пиши
пропало.
Но режиссеру В.Шмелеву было, видно, не до того. Он,
кажется, не замечал беспомощности сценария, сляпанного наспех по мотивам сотен
подобных боевиков, не замечал скудости подобранного актерского состава и,
естественно, не признавался в скромности собственных режиссерских мыслей. У него
в распоряжении было сокровище — «прекрасная няня» — и он думал, как с большим
размахом бросить это милое чудовище в пучину взрывов, перестрелок и неутомимого
мордобоя.
Зададим себе вопрос: какая актриса Анастасия Заворотнюк?
Признаемся себе — очень средняя. Сидела себе долгие годы в Москве, никто ее не
знал, от отчаяния пыталась
съездить в Америку — деньжат подзаработать. Видел я ее и
в «Бумбараше» в театре под руководством Олега Табакова, видел в какой-то пьесе
по А.Островскому в антрепризе лет шесть назад, когда она приезжала в Крым в
качестве фона для Татьяны Догилевой и Вячеслава Невинного. Впечатление от нее,
тогдашней, — ноль без палочки. Пустое место.
С тех пор, конечно, много воды утекло. Счастливый случай
вознес Настю Заворотнюк до небес. Скажи сегодня, что телевизионно знаменитая
няня была на подхвате у каких-то Догилевой и Невинного, которых сегодня мало кто
помнит, никто не поверит. Другое дело, что, прославившись в качестве героини
ситкома «Моя прекрасная няня», Заворотнюк как актриса лучше не стала. Просто
образ малообразованной, плебейско-оптимистичной няни очень подошел молодой
актрисе, лег, так сказать, на нее.
Снимаясь в фильме «Код апокалипсиса», Заворотнюк
заявила, что намерена напрочь отказаться от образа полюбившейся народу няни.
Куда там! Разве можно отказаться от того, что является твоей сущностью, что
принесло тебе успех и деньги! Та же няня грозно разгуливает по экрану, только
это няня, которая цены себе не сложит, заматеревшая, желающая
продемонстрировать, что влезла на более высокую ступеньку, но на самом деле все
при ней — и специфический говор, и бесцеремонность, и две извилины. Да, меняет
наряды, да, меняет цвет волос и марки машин, да дефилирует в нижнем белье и во
всем коротком, но это не делает ее героиню интереснее ни на йоту.
Многие пошли на этот фильм, чтобы увидеть волнующую
воображение картину — обнаженную Заворотнюк. Спешу успокоить тех, кто еще не
видел «Код», — смотреть там особенно не на что. Заворотнюк действительно не
слишком долго моется в душе, потом в неглиже шагает по гостиничному номеру перед
Оскаром Кучерой, но то, что хотели бы увидеть зрители, пришедшие полюбоваться
прелестями прекрасной няни, подробно увидеть им не доведется — только мельком,
так что и в этом вопросе поклонников и где-то даже фанатов няни ждет
разочарование.
Даже Перес оказался бессилен
Разочарование таится и в том, что в «Коде апокалипсиса»
для Заворотнюк не придумано мало-мальски стоящей любовной истории — а что за
фильм без настоящей любви? Обрывки какого-то развивающегося романчика с героем
Алексея Серебрякова поданы настолько шаблонно и невнятно, что кажутся просто
данью традиции, весьма штампованным ходом с наплывом воспоминаний.
Конечно, есть в фильме Венсан Перес, знаменитый француз,
новый Фанфан-Тюльпан мирового кинематографа, но в «Коде апокалипсиса» с этим
Фанфаном происходят удивительные вещи. Вместо того чтобы дотянуть разбитную
Заворотнюк и всю немудреную российскую киношку в целом до своего уровня, он сам
опускается до уровня няни и компании и выглядит в «Коде» вполне примитивным
актером, к тому же постриженным под Сергея Жигунова. Играть Пересу в роли
нечего, кроме примитивной схемы. Даже оказаться в одной постели с няней Викой
ему здесь не суждено. А я-то, наивный, думал, что хорошие зарубежные актеры
снимаются весьма избирательно. Куда там! Деньги посулили — снимется в любой
халтуре. Впрочем, это дело самого актера, и иногда даже кажется, что он,
раздавая направо и налево интервью о том, какая Настя обворожительная,
достаточно тонко иронизирует, будучи истинным французом.
Вот такое ответственное задание!
Больше об актерских работах и говорить нечего, не будешь
же всерьез рассуждать об образе, вылепленном Владимиром Меньшовым. Весь фильм он
только и делает, что важно сидит в кабинете да периодически подскакивает к
телефонной трубке. Меньшов уже давно превратился в дежурного «изображателя»
важных лиц в современном отечественном кинематографе, даже в нашумевших
«Дозорах» ему нашлось место. Видимо, гонорары уважаемого «оскароносца» вполне
устраивают, и вопрос о качестве исполняемых им ролей мэтра не волнует.
Действительно, Москва слезам не верит. Она верит суммам прописью.
В общем, зацепок в картине кот наплакал. Взрывающаяся
пудреница — это действительно выглядит махровой пародией в духе «Бриллиантовой
руки» (вот где Гайдай-то выплыл!). А драк, взрывов и прыжков с небоскреба мы
такое количество в последние годы видим — насмотрелись по самое не могу.
Финал картины, где сильно потрепанную Заворотнюк наши
забирают из-под носа у американцев, — это нечто среднее между «Мертвым сезоном»
и «17 мгновениями весны» (не в смысле качества кино, конечно). Ничего, дома ее
хорошенько отмоют, дадут малость отдохнуть и вновь бросят в пучину боевой
деятельности. «Вот оно какое, твое ответственное задание!» — как сказала бы
незабвенная супруга Семена Семеновича Горбункова.
Многие, конечно, вовсю смеются над картиной «Код
апокалипсиса». Но режиссеру не до смеха. Он обижается на критические отзывы и
искренне (а как же иначе) считает, что создал шедевр не хуже «Войны и мира»
Сергея Бондарчука или «Крепкого орешка» с Брюсом Уиллисом.
И ведь самое печальное, что никто его в этом разубедить
не сможет да и вряд ли захочет — чего связываться. Никто не поколеблет его
стойкой уверенности в том, что ему удалось революционно переделать одиозную няню
Вику и снять абсолютно забойный блокбастер. Шмелев уже снимает очередной
мордобойчик вперемежку с ужастиком. Зрители всегда найдутся.